ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
К понятию «коллектив» можно отнестись по-разному. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы.От того, как отдельно взятая личность становится элементом социального сообщества, включается в общественную деятельность, зависит, с одной стороны, формирование способности социального сообщества влиять на личность, с другой – формирование способности самой личности поддаваться влиянию других.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения со сверстниками, в результате чего формируются условия, при которых более либо менее успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со сверстниками, зависит возможность их адаптации и раскрытие их потенциала. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
Различные отношения создают разные группы. Каждая детская группа – это не просто сообщество, это, в своём роде, «живой» социальный организм. Как всякий опыт врач не возьмётся за лечение человеческого организма, не изучив его состояния, так и любой педагог не вправе начинать какое-либо воздействие на детский коллектив, не зная его особенностей. И прежде, чем выстроить алгоритм работы по формированию детского коллектива, первое, на что необходимо обратить внимание педагогу, этопричина, которая стала основой единения, сплочения всех либо большинства членов группы.
Сплочение групп происходит на разной основе. В результате интеграции могут возникнуть группы социальной иасоциальной направленности. Группы отличаются друг от друга таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Такими факторами могут быть: 1) общие интересы членов группы; 2) стремление приспособиться в специфических условиям; 3) авторитет лидера; 4) наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. В зависимости от того, какой фактор стал доминирующим, группа будет иметь свою траекторию развития. В каждой отдельной ситуации схема взаимодействия педагога с детским коллективом будет разной, и одного «рецепта» на все случаи жизни не существует.
Если доминирующим фактором сплочения стали общие интересы, задача педагога – изучить интересы группы и выстроить дальнейшую работу с детским коллективом, учитывая эти интересы. Если же объединяющий подростков интерес носит асоциальный характер, рекомендуется изучить мотивации учащихся и выявить причину выбора такого интереса. В такой ситуации со стороны педагога возможен поиск и предложение учащимся иных альтернативных интересов социальной направленности, не отменяя при этом уже существующих объединяющих группу интересов. Если же инициатива педагога и предложенная им деятельность будет поддержана учащимися, со временем их интересы будут скорректированы и могут измениться.
Такой фактор сплочения, как стремление приспособиться в специфических условиям, чаще всего просматривается в группах, которые попадают в новую образовательную среду, в новые режимные условия. Например, учащиеся пятых классов: новые учителя-предметники, к тому же их сразу много, и у всех разные требования и характеры; новое школьное «крыло», где в одну смену учатся «большие» дети и пятиклашки; новые кабинеты, и нужно успеть за перемену перейти из одно в другой, не заблудившись в коридорах школы и т.д. Да и для любого другого детского коллектива смена обстановки и учителей являются причинами стресса, поэтому и меняется их поведение, взаимоотношения друг с другом и со взрослыми. Очень часто учащиеся начинают объединяться для того, чтобы противостоять причинам стресса. Такая же ситуация может сложиться и в оздоровительном лагере: новые условия, другие педагоги, незнакомый коллектив, новые правила коллективной жизни и быта, т.п. В такой ситуации задача педагога – изучить ситуацию и понять, что спровоцировало доминирование такого фактора сплочения, как стремление приспособиться к специфическим условиям. Возможно, есть необходимость воздействовать на причину, а не на детскую группу, выработать алгоритм оказания помощи учащимся в адаптации к новым условиям.
Наличие социальных норм, принятых всеми членами коллектива, как доминирующий фактор сплочения, может упростить и в то же время усложнить работу педагога по развитию детского коллектива. Именно этот фактор определяет в действиях и поступках учащихся групповую направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, моделей поведения, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. При наличии устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. От позиции педагога будет зависеть дальнейшее развитие такого коллектива. Если педагог выберет оппозиционную сторону по отношению к ученическому коллективу и попытается категорично отменить уже сложившиеся в группе нормы, это может вызвать ещё большую агрессию и антагонизм учащихся. В такой ситуации педагогу нежелательно действовать радикально, нужно попытаться стать понимающим старшим другом своим воспитанникам, и, не отменяя действующих в коллективе норм, предлагать иные, более гуманные нормы как альтернативу ныне действующим групповым правилам и моделям поведения.
Особую роль в формировании социальных норм играет позиция лидера группы. Авторитет лидера – это ещё один важный фактор сплочения коллектива учащихся.Именно от наличия и особенностей лидеров в коллективе зависит способность группы к самоуправлению (самоуправляемость), подготовленность группы к совместной деятельности. Для того, чтобы понять причину взаимозависимости лидера и поведения группы, необходимо рассмотреть саму природу лидерства. Лидерство – доминирование одних членов группы над другими – в классе может проявляться по-разному. Выделяют лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Делового лидера отличает способность брать на себя принятие решения в группе, а экспрессивного лидера отличает способность к эмпатии, т.е. умение слушать, слышать и сопереживать членам группы.
Лидер – это человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. Лидера отличает харизма (личностные качества, значимые для группы). Лидер выдвигается спонтанно – это эмоциональный выбор группы. Сфера влияния лидера – малая группа. А, значит, лидеров в классе будет столько, сколько малых контактных неформальных групп можно выделить в коллективе. Лидера выявить несложно. Это можно сделать через наблюдение за коллективом в учебной и внеурочной деятельности. Лидер всегда будет выделять следующими признаками:
üвысоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
üспособен оказывать влияние на других членов группы;
üхорошо информирован о решаемой задаче, о членах и о ситуации в группе;
üповедение соответствует установкам и нормам, принятым в данной группе;
üобладает качествами, которые являются эталонными для данной группы;
üспособен выходить за рамки признанных норм.
Если педагогу приходится работать с группой, где есть яркие лидеры, и определённые нормы и правила сложились уже под их влиянием, нет другого пути как наладить дружеские доверительные отношения с доминирующими членами коллектива.
Начиная работу по сплочению детской группы, педагогу необходимо руководствоваться двумя основными правилами. Первое: оказывая воспитательное влияние на учащихся, нужно учитывать специфику коллектива, особенности его сплочения. И второе: стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.
Чтобы грамотно построить свою работу по формированию детского коллектива, педагогу важно проанализировать уровень социально-психологической зрелости детской группы. Это самое существенное качество группы, которое превращает ее в коллектив. Существуют три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность.
Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы узнавать и понимать друг друга. В новой группе интеллектуальная коммуникативность формируется первой: учащиеся знакомятся и узнают друг друга уже не только в группе, но и в других условиях и ситуациях, находят общие темы для разговора, начинают выделять своих одноклассников среди других учащихся.
Если интеллектуальная коммуникативность присутствует, тогда между учащимися начинают формироваться межличностные связи эмоционального характера – эмоциональная коммуникативность. Это можно охарактеризовать такой народной мудростью: «Разделенная радость – две радости, разделенное горе – полгоря». В такой группе уже проявляется коллективное сопереживание, но ещё нет готовности к коллективным действиям. И только тогда, когда группа будет готова не только эмоционально поддерживать и сочувствовать, но и принимать коллективное решение, инициировать действия, можно будет сказать о том, что в группе начала формироваться волевая коммуникативность.
Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, коллективная стрессоустойчивость, готовность совместно принимать решение и действовать в экстремальных ситуациях.
Развитие коллектива существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения. Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива. Всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные затруднения, ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений. Коллектив как социальный феномен характеризуется наличием единой общественно значимой цели, совместной деятельности по ее реализации, отношений взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, связи со средой, другими коллективами.
Ученический коллектив по отношению к учащимся реализует очень важные задачи. Это, прежде всего, коррекция различных влияний на учащегося, которые он испытывает как в школе, так и вне ее; компенсация недостаточных возможностей самореализации учащегося в других группах; социальная защита учащегося от неблагоприятных факторов окружающей социальной среды.
Выбранная педагогом траектория развития детского коллектива станет успешной, если педагог в воспитательной работе будет:
рассматривать сам детский коллектив в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо создать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности;
выделять целеполагание, не как многообещающие перспективы, а как непосредственную деятельность коллектива;
иметь представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: интеграция ребенка в коллективе (как возможность быть со всеми) и обособлении его в коллективе (право оставатьсясамим собой).
В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая, формальная, задается извне педагогами. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов (малых групп), выделяемых в соответствии с теми функциями, которые они выполняют, либо в соответствии с определёнными характеристиками. Например, чаще всего педагог дифференцирует первичные коллективы в большом коллективе по следующим признакам: актив группы и пассивные учащиеся; «сильные», «слабые» ученики и «середнячки»; дети «воспитанные» (т.е. послушные) и дети с поведенческими отклонениями (девиациями), а также могут присутствовать многие другие варианты малых групп в одном ученическом коллективе.
Неформальная структура возникает стихийно. Её формируют связи и отношения эмоционально-психологического характера. В такой структуре малые контактные группы образуются по признаку симпатии и привязанности. Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп или не входить ни в одну. В последнем случае он не всегда оказывается «изгоём», так как, не являясь членом контактной группы в классе, ребенок может входить в контактные группы вне его, вне школы. Положение ученика в формальной и неформальной структурах может совпадать (например, староста класса и в то же время неформальный лидер коллектива), находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет с ним общаться и проводитьсвободное время). В связи с тем что функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них как воспитательный феномен оказывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллективов включен учащийся, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать.
В работе педагога наиболее значимой является задача развития первичных контактных групп, которые должны являться основным объектом педагогического влияния. Результат длительной работы по формированию ученического коллектива будет зависеть от того, как сложатся отношения между отдельными группами и межличностные отношения в этих первичных коллективах. Педагог вправе влиять на динамичность структуры коллектива, которая позволяет развивать не только межгрупповые, но и межличностные отношения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по интересам, творческие сообщества, участие в которых инициирует и обеспечивает педагог. С этой целью при подготовки различных коллективных дел могут формироваться разные по составу и количеству субъектов творческие и рабочие группы – советы дела. Это позволяет каждому ребёнку стать участником самоуправления, учит членов коллектива взаимодействовать и сотрудничать друг с другом в составе разных групп.
Развитие ученического коллектива связано с преодолением ряда противоречий. Такие противоречия могут возникать:
между коллективом и отдельными учащимися или группами учащихся, которые опережают его в своем развитии или, наоборот, отстают от его развития;
между перспективами коллектива и перспективами его членов;
между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;
между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.
Для развития коллектива наряду с преодолением перечисленных противоречий важно наличие интегрирующих «импульсов», поступление которых зависит от инициативы самого педагога. Чаще всего сам педагог является этим интегрирующим «импульсом», предлагая своему детскому коллективу новые идеи и творческие дела. Очень важно приходить в группу с фразой «Ребята, а давайте…!», а не со словами «мы должны», «нам нужно» или фразой «В соответствии с планом работы нам необходимо…». Для того чтобы интегрирующий «импульс» не угас, а, напротив, дал определённый социальный эффект и способствовал сплочению детской группы, он должен перерасти в совместные действия всего коллектива. Это может быть подготовка и проведение какого-либо коллективного творческого дела (акции, конкурса, праздника и т.д.), а так же коллективное преодоление возникших конфликтных ситуаций.
Таким образом, движущей силой в развитии ученического коллектива являются не только общие цели, но и общие действия по их достижению. Большое значение имеет сотрудничество педагога и учащихся. Очень важно создать в классе обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной ответственности. Будучи ориентированным на самостоятельную деятельность, наделенный соответствующими правами и гарантиями, и педагог, и каждый учащийся получает возможность реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций, как субъект, так и объект управления получают удовлетворение.
Только при условии, что все члены коллектива хорошо знают свои права и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий на коллектив.
В работе педагога по формированию ученического коллектива важна реализация комплекса однородных задач, которые можно назвать функциями управления ученическим коллективом. Среди них выделяют целевые («для чего?») и процедурные («через что?») функции.
Исходя из того, что перед педагогом стоит цель обеспечить благоприятное для каждого учащегося развитие отношений в коллективе, в качестве целевых функций можно выделить следующие:
1) формирование гуманистических норм отношений;
2) организационное сплочение коллектива, создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений;
3) стимулирование лидерства, т.е. создание условий для проявления и реализации лидерских качеств не только уже заявленных лидеров, но и учащихся, имеющих скрытый лидерский потенциал;
4) создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
К процедурным функциям можно отнести следующие:
1) диагностика уровня развития коллектива и отношений в коллективе;
2) организация коллективной деятельности в группе.
Основной задачей педагогического влияния на детский является обеспечение включенности учащихся в деятельность на основе отношений «ответственной зависимости». Такая включенность позволяет обеспечить сопричастность каждого учащегося к решению групповых проблем. Особое значение для формирования коллективных отношений имеет развитие самоуправления в ученическом коллективе.В коллективе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Важную роль играет участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагогика основными из них считала включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа наформирование послушной конформистской личности.
Современный подход к пониманию сущности ученического самоуправления предполагает создание условий длясоциального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных коллективных задач и проблем, складывающихся в группе. Через свое участие в решении коллективных задач школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении коллективных задач и проблем.
Следовательно, ученическое самоуправление – это не сам по себе «орган» (группа назначенных активистов), а форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Между целями, содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит отдостижения коллективной цели. Групповой мотив развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Любое групповое действие (коллективная деятельность) в коллективе обязательно должно завершаться групповой рефлексией: с учащимися необходимо обсуждать их достижения по результатам совместной коллективной деятельности; ошибки, которые были ими допущены в ходе организации коллективного дела; трудности, с которыми они столкнулись в процессе подготовки; высказать друг другу слова благодарности и поддержки. Очень важно, чтобы учащиеся сами всё это проанализировали и озвучили. Грамотно организованная педагогом коллективная рефлексия в дальнейшем поможет детскому коллективу легко преодолевать трудности организационной работы и будет способствовать развитию ученического самоуправления в коллективе.Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместнойдеятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее будут определять цель (групповой мотив) коллективной деятельности (группового действия).
Развиваясь, в каждом из видов деятельности учащихся ученическое самоуправление охватывает всё большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития детского коллектива и самоуправления в нём постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы исамостоятельности учащихся.Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся.
К основным функциям ученического самоуправленияможно отнести следующие: самоактивизация деятельности, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.
Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа учащихся в коллективе к решению коллективных задач и проблем, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций всеми учащимися в зависимости от ситуации, способность коллективасамостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач, т.е. формирование разных и каждый раз новых самоуправленческих структур (советов дела).
Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ учащимися своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения коллективных управленческих задач.
Одним из ведущих факторов, способствующих развитию самоуправления в ученическом коллективе, являются отношения между различными контактными группами, которые не только активизируют деятельность учащихся, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Педагогу необходимо обеспечить такие межгрупповые отношения нравственными регуляторами.
Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Подход, при котором сначала рисуется сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, ‒ чистой воды формализм. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Появляется новое коллективное дело, новый участок работы, следовательно, образуются и новые органы самоуправления – совет дела, творческая, инициативная, рабочая группы. Таким образом, создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей передколлективом.
Важным элементом коллективной организаторской деятельности является творческое планирование работы коллектива в малых группах. Самоуправление возможно только тогда, когда все ребята объединяются в малые группы и осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем.Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях коллектива вопросам можно через использования интерактивных форм – деловых и организационно-деятельностных игр, дискуссий, диспутов. Именно такие формы организации обсуждения коллективных проблем позволяют обеспечить включенность каждого учащегося в выработку решения.
Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности, состоящей из трех главных структурных компонентов.
- Информационный. Учащимся в различной форме сообщается информация, необходимая для их участия в решении коллективных организаторских задач.
- Операционный. Он включает в себя формирование организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных различных управленческих ситуациях.
- Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.
Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства. Важно формировать у детей готовность к проявлению лидерских качеств, однако проявление готовности быть лидером – необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Важно создавать ситуации, позволяющие реализовать эту возможность.
Важнейшими компонентами поля лидерства являются: стиль отношений, складывающихся в группе; эмоционально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность детского коллектива; конструирование ситуаций, способствующих проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.
Для педагога важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в детском коллективе. Для этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой ниже методике. Предложенные вопросы соответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его в ученических коллективах.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Проведение.Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», О — «Нет».
- Нужно добиваться того, чтобы мой класс(отряд) был самым лучшим в школе(лагере).
- Стараюсь активно участвовать в обсуждении коллективных проблем.
- Стараюсь активно участвовать в организации интересных дел в классе(отряде).
- Охотно участвую в подведении итогов коллективной работы в классе(отряде).
- Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом(отрядом), были выполнены.
- Считаю, что наш коллектив способен к дружным самостоятельным действиям.
- Мне нравится, как складываются отношением у моих товарищей с ребятами других классов(отрядов).
- У нас в классе(отряде) обязанности равномерно распределяются между всеми.
- В нашем классе(отряде) мы всегда сами выбираем свой актив.
- Считаю, что наш класс(отряд) может хорошо и самостоятельно справится со многими коллективными задачами и проблемами.
- Считаю, что мои товарищи добросовестно относятся к выполнению поручений коллектива, общественных обязанностей.
- Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы ребят своего коллектива.
- Всегда переживаю неудачи, с которыми сталкивается мой класс(отряд) при выполнении порученного дела.
- Наш класс(отряд) всегда стремится помочь другим коллективам, младшим ребятам в решении трудностей, возникающих перед ними.
- Готов отстаивать интересы класса(отряда) в школе(ларере) и в других коллективах.
Обработка результатов. 15 утверждений разбиваются на 3 группы (блока). Это обусловлено выявлением различных аспектов самоуправления:
üвключенность учащихся в самоуправленческую деятельность (утверждения 1, 2, 3, 4, 5);
üорганизованность классного коллектива (утверждения 6, 7, 8, 9, 10);
üответственность за результаты совместной работы в классе (утверждения 11, 12, 13, 14, 15).
раскрыть » / « свернуть